Кому посвятил чайковский детский альбом

Содержание

  1. Утренняямолитва
  2. Зимнее утро
  3. Игра в лошадки
  4. Мама
  5. Марш деревянных солдатиков[2]
  6. Болезнькуклы
  7. Похороны куклы
  8. Вальс
  9. Новая кукла
  10. Мазурка
  11. Русскаяпесня[3]
  12. Мужик на гармонике играет
  13. Камаринская[4]
  14. Полька
  15. Итальянская песенкa[5]
  16. Старинная французская песенка[6]
  17. Немецкая песенка[7]
  18. Неаполитанская песенка[8]
  19. Нянина сказка
  20. Баба-Яга
  21. Сладкаягрёза
  22. Песня жаворонка
  23. Шарманщик поёт[9]
  24. В церкви[10]

Примечания

  1. П. Е. Вейдман. Детский альбом
  2. Tема использована в балетe «Щелкунчик».
  3. Kомпозитор использует русскую народную плясовую песню «Голова ли ты, моя головушка».
  4. Построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы.
  5. Чайковский использовал подлинно народную итальянскую мелодию.
  6. Kомпозитор использовал эту мелодию, несколько видоизменив её, в хоре менестрелей из II действия оперы «Орлеанская дева».
  7. Предполагается[кем?], что в «Немецкой песенке» использован подлинно фольклорный мотив (скорее всего, тирольский).
  8. Tема перенесена в «Детский альбом» из 3-го действия балета «Лебединое озеро».
  9. Kомпозитор использует итальянский (венецианский) мотив в качестве основы пьесы.
  10. В пьесе «В церкви» претворен церковный мотив так называемого «шестого гласа».

Ход занятия 1.

М. Р. Имя этого доброго и умного человека известно всем. Его зовут – Петр Ильич Чайковский. Весной 1878 года Чайковский вернулся в Россию после путешествия за границей. Он с наслаждением отдыхал в деревне в семье своей сестры. Почти все свободное время Петр Ильич проводил в кругу своих племянников и племянниц.

Он очень любил детей. «Цветы, музыка и дети, — и часто говорил композитор, — составляют лучшее украшение жизни». И чего только не придумывал он для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел неизменный «тапер» — «дядя Петя».

Любил Петр Ильич слушать, как ребята – их было семеро – занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к музыкальным занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб, — любимец Чайковского. Слушая игру маленького боба, Петр Ильич не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много… Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят и посвятил его Володе Давыдову.

«Детский альбом», заполненный милыми сердцу, необычайно забавными и занятными пьесами, их 24. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти.

Бом, бом, бом, бом!

Открывается альбом.

Не простой, а музыкальный,

Кому посвятил чайковский детский альбом

Сочиненный для ребят

Много, много лет назад.

Познакомимся с мамой этих детей.

Музыка пьесы «Мама» — певучая, красивая; ласковые интонации мелодии будто успокаивают, объясняют что-то. Наверно, такой была мама и самого Петра Ильича.

По красоте и мелодичности пьеса «Мама» очень похожа с музыкой пьесы «Сладкая греза». «Греза» значит мечта. «Сладкая», т. е. хорошая, самая заветная. Давайте помечтаем вместе с музыкой. Какие мечты навеяла вам эта нежная, возвышенная музыка? (Ответы детей).

А вот и няня. Она, конечно, рассказывает сказки. В «Няниной сказке» — необычные созвучия, что-то причудливое, фантастическое слышится в музыке. (Прослушивание). И уж совсем страшно становится от второй сказки: Нос крючком,

Зубы торчком,

Кому посвятил чайковский детский альбом

А в волосах ветер свищет.

Куда несется старая?

На какие злые дела?

«Баба-Яга» стремительно мчится за кем-то в погоню. И кажется, видишь, как летит она над лесами и долами в своей ступе, помелом след заметает… (Слушают).

— Испугались? Музыка движется стремительно, остро, зло, колюче, агрессивно. Звук то усиливается – баба-Яга приближается, а в конце она затихает – ступа с Бабой –Ягой улетела.

Давайте сравним образ Бабы Яги созданный П. И. Чайковским, с образом Бабки Ежки из песенки современного композитора Татьяны Морозовой.

Кому посвятил чайковский детский альбом

Слушание песни «Бабка Ежка» Т. Морозовой.

— Какой вам представляется эта Бабушка Яга? (Ответы детей)

Да, она добрая, веселая, любит пошутить и потанцевать. Она совсем не страшная. Давайте потанцуем вместе с героиней этой песни.

Дети танцуют по показу педагога, в движениях передают образ избушки и ее хозяйки.

М. Р. Молодцы, ребята, видите какими разными по характеру могут быть Бабки Ежки. Помогла нам узнать об этом музыка П. И. Чайковского и Т. Морозовой.

Дети, сегодня я буду загадывать вам музыкальные загадки. Прослушаете знакомые пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Постарайтесь их узнать и правильно назвать, можно показать иллюстрацию этой страницы «Детского альбома».

Звучит «Сладкая греза». Дети узнают пьесу, объясняют значение названия этой музыки, характеризуют мелодию.

Новая загадка. Послушайте, о ком рассказывает музыка? Найдите иллюстрацию. Звучит пьеса «Баба — Яга». (Ответы).

Музыка быстрая, страшная, отрывистая, сердитая, злая; как будто Баба – Яга летит, колдует.

В музыке слышится, как дрожит земля, как шумят деревья.

М. Р. Дети, у вас дома есть солдатики? Вы любите играть с ними?

Солдатиками любили играть во все времена. Раньше они были оловянными. Помните стойкого оловянного солдатика из сказки Г. Х. Андерсена? Он был сделан из олова. Но были еще и деревянные – очень красивые и нарядные, с ружьями. Такие солдатики были у племянника Чайковского. Давайте послушаем пьесу П. И.

Идет прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков».

М. р. Как вы думаете, что делают деревянные солдатики?

Правильно. Они маршируют. Значит, как можно эту пьесу назвать?

Дети. Музыка громкая, ритмичная. Это-марш.

Кому посвятил чайковский детский альбом

М. р. Конечно, эта пьеса так и называется – «Марш деревянных солдатиков». В марше слышатся призывные звуки трубы и ритмичные дроби барабана, как в настоящем марше, но звучит музыка в высоком регистре и не очень громко. Ведь солдатики маленькие, игрушечные. Давайте поиграем в командиров: протрубим на трубе сбор и побарабаним в такт. (Повторное слушание).

Еще одна из любимых игр детей – это игра в лошадки. Лошадки бывают разные: лошадка-качалка, палка с головой лошадки, заводные игрушки-лошадки и др. Давайте поиграем в лошадки под музыку П. И. Чайковского «Игра в лошадки». Музыка быстрая, стремительная, отрывистая, громкая.

После игры дети садятся на стульчики.

М. р. Все ребята любят не только играть, но и слушать сказки. В семье Давыдовых сказки детям рассказывала няня. Давайте вспомним пьесу «Нянина сказка» и пофантазируем, о чем могла быть эта сказка.

Слушание «Нянина сказка», обсуждение, иллюстрирование по музыкальным фразам.

М. р. Хотите посмотреть, как увидели музыку Петра Ильича Чайковского художники мультипликаторы? Тогда усаживайтесь поудобнее.

Просмотр 1 части мультфильма «Детский альбом».

Итак, мы сегодня прослушали и даже увидели пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Назовите эти произведения. (Дети называют).

Кому посвятил чайковский детский альбом

М. р. Правильно. А попрощается с вами угадайте кто?

Звучит пьеса «Мама». (Дети отвечают). На каком инструменте исполнялась музыка? (Фортепиано). Правильно. Она спокойная, светлая, нежная, тихая.

М. Р. Мама говорит: «До новых встреч, ребята! Приходите снова слушать музыку Чайковского».

Занятие 3.

М. Р. Сегодня нас снова ждет встреча с музыкой композитора, чей портрет вы видите. Назовите его имя. Дети: Петр Ильич Чайковский. В «Детском альбоме» собраны пьесы, рассказывающие о быте детей 19 века. Но большинство пьес понятно детям и нашего времени, т. к. в них — пестрый мир любимых занятий детворы: игр, танцев, развлечений.

Они в коробочке лежат,

Кому посвятил чайковский детский альбом

Но если их достать-

Построятся за рядом ряд,

Пойдут маршировать.

И каждый с новеньким ружьем,

Похожи словно братики,

Кто скажет, как мы их зовем?

Дети: Оловянные солдатики!

Итак, слушаем звучит «Марш оловянных солдатиков»

Пьеса написана для фортепиано, но интонации каких инструментов мы слышим в этой музыке? (ответы детей).

Интонация – это значит характерные обороты мелодии. У барабана – дробь (показ, у трубы – восходящий, призывный интервал (показ). А когда мы жалуемся, как звучит наш голос? (ответы).

Правильно грустно, жалобно, тихо, со вздохом. Послушайте, как жалобно звучит пьеса «Болезнь куклы». Девочка жалеет, укачивает свою заболевшую куклу.

Тихо-тихо, тишина-

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна

Просит музыки она.

Дайте, что ей нравится,

И она поправится.

Звучит пьеса «Болезнь куклы»

Зато сколько искрящейся радости слышится в пьесе о новой кукле, с ее взлетающей мелодией. Звучит пьеса «Новая кукла» Девочки, как вы думаете какой танец танцует девочка с куклой? Это «Вальс» — музыка плавная, светлая, легкая, красивая.

А вот и полька, польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом в косичках с надутыми от старания губами, легко проскакал зайчик, а за ним усатый охотник в огромных сапогах. Но зайчик не боится охотника, ведь это карнавал, и только в праздники вместе танцуют охотник и зайчик.

Звучит пьеса «Полька».

Предлагаю и вам потанцевать, давайте придумаем движения.

Ну, а эту игру узнают все, Звучит «Игра в лошадки» дети инсценируют.

Молодцы ребята.

Удивительно хороши в «Детском альбоме» картинки русского быта. Они оживают в четырех пьесах. «Русская песня» построена на теме народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Мелодия состоит из коротких мотивов. Они так плавно переходят один в другой, так непрерывно льются, как девичий хоровод. Будто нехотя, неторопливо, с ленцой разводит кто-то меха гармоники – это «Мужик на гармонике играет».

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Золотой волшебной рыбкой,

Могут песней – полу-сказкой

Нас, шутя развеселить

И веселой русской пляской

В хороводе закружить

Звучит пьеса «Камаринская»

Скажите, кто исполнял все эти произведения: один музыкант или оркестр?

Посмотрите как интересно изобразили содержание этих пьес мультипликаторы. Какие образы навеяла им музыка.

Просмотр 3 части мультфильма «Детский альбом».

Кому посвятил чайковский детский альбом

М. Р. Ребята, а в мультфильме звучал рояль или оркестр? (Ответы). Молодцы. Правильно, потому что оркестр звучит более красочно, поэтому для мультфильма пьесы исполнили в оркестровом звучании.

Занятие 4.

М. Р. Перед вами уже знакомый сборник. Как он называется и кто его автор?

Молодцы, а кому посвятил Петр Ильич «Детский альбом» и для чего он его сочинил? Да, чтобы Володе Давыдову и всем другим детям было интересно заниматься на фортепиано. Ведь все пьесы написаны именно для рояля.

Мы говорили, что страницы этого альбома – это музыкальные зарисовки жизни детей 19 века. Некоторые события или персонажи пьесок «Детского альбома» ушли в далекое прошлое и незнакомы нам. Например, мы уже не услышим во дворах звуков шарманки и голоса шарманщика, поющего песню или рассказывающего кукольную историю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезный инфопортал