Рахманинов творчество произведения

Жизнь и творчество Сергея Васильевича Рахманинова. Интересные факты из жизни

Сергей Васильевич Рахманинов

Рахманинов – великий русский композитор, представивший русскую природу во всей ее красоте. Его произведения отличаются глубокой философией, не у каждого получится понять их с первого раза. В них заложен гораздо больший смысл, чем иногда кажется вначале. Но обо всем по порядку.

Критики делят творчество композитора на 3 этапа.

1 период.

В течение первого периода творчество композитора начиналось под символом позднего романтизма, и не удивительно, в эти годы значительную роль в судьбе молодого пианиста сыграл великий композитор Петр Ильич Чайковский. Но в сочиненном Трио d-moll, посвященном памяти Петра Ильича, уже прослеживаются новаторские идеи, а в Первой симфонии их еще больше, что является одной из причин ее провала.

2 период. Во втором (зрелом) периоде начинает прослеживаться индивидуальный стиль, особенно он виден в Прелюдиях из 23-го опуса, Фортепианном концерте №2 и симфонии №2. А в «Острове мертвых» этот стиль более усложнен.

3 период. В третьем (зарубежном) периоде в произведениях композитора можно угадать философию, символику, здесь гармонично смешиваются различные музыкальные элементы и стили.

Будущая гордость музыкальной культуры России появился на свет в семье дворян 1 апреля 1873 г. в небольшом селе Семеново Новгородчины.

Согласно преданию, передаваемому из поколения в поколение, род происходил от «молдавского государя Стефана Великого» Василя, которого прозвали Рахманиновым. Любовь Петровна — дочь генерала П.И. Бутакова.

Дед Аркадий Рахманинов, был довольно известным пианистом и объехал почти всю Россию с концертами.

Сергей провел свое детство в усадьбе среди лесов, пения птиц, бегущих ручьев и великих колокольных звонов. Его интерес к музыке проявился еще в детстве.

https://www.youtube.com/watch?v=ddTVZy-ZwVI

Уроки сначала давала мать, но вскоре пригласили преподавателя музыки, пианистку А.Д. Орнатскую. В 1882 г. девятилетний мальчик поступает в консерваторию на младший курс.

Но учеба не нравилась резвому мальчугану, выросшему на деревенских просторах, он частенько пропускал занятия.

Важно

Родители перевели двенадцатилетнего подростка в Москву и определили частный пансион профессора Н.С. Зверева. Здесь была строжайшая дисциплина, учащиеся ежедневно занимались не менее шести часов и часто посещали оперные спектакли. Юноша провел в этом пансионе несколько лет, где познакомился с Петром Ильичом Чайковским в возрасте тринадцати лет.

Несмотря на жизнь в большом городе, перед его глазами все также стояли картины русской природы. Именно их композитор описывал в своих произведениях. Но потом юноша поссорился с профессором и съехал из пансиона.

Он остается в Москве, где находит гостеприимный кров у родственников — Сатиных. Наталья Сатина (из рода князей Рюриковичей) спустя несколько лет станет его женой и самым близким другом.

Разделит с мужем его разочарования и мировую известность.

Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»

Закончив весь курс консерватории в девятнадцать лет с золотой медалью, юный музыкант быстро добился признания, в качестве композитора и дирижера, но всю яркую полосу событий оборвал провал премьеры Первой симфонии в 1897 г., как говорят, это произошло по вине неопытного дирижера Глазунова.

После такой громкой неудачи композитор не мог притронуться к нотной бумаге в течение четырех последующих лет, он находился в глубокой депрессии, из которой его вывел известный психотерапевт и гипнотизер Николай Даль. К слову, первое произведение после пережитого невроза – концерт для фортепиано с оркестром №2 (c-moll) – посвящается именно Далю.

Это было ступенью, шагом на новый уровень творчества.

«Руки, которые стоят миллион!». Сергей Васильевич Рахманинов — величайший русский композитор. Его произведения пользуются популярностью и сейчас, и во все другие времена. Родился он 1 апреля 1873 года, в Новгородском имении. Будучи совсем юным, в 4 года, он проявил интерес к музыке, и его мама Любовь Петровна, стала обучать его нотной грамоте.

Музыкальный талант юный композитор унаследовал от своего дедушки Аркадия Александровича. В девять лет Сергей Васильевич поступает в Петербургскую консерваторию. Однако учиться не особо получается, мальчику хочется играть во дворе со сверстниками.

И по совету своего кузена Александра, его направляют в Московскую консерваторию, к Н.С.Звереву. Этот педагог, талантливых учеников забирал к себе на полное содержание и обучал музыке, дисциплине и организованности, занимаясь с каждым индивидуально.

В 1887 году, юный пианист берется писать свои первые этюды, и преподавателем его становится С.И.Танеев. Сочинив за 17 дней свою первую оперу, Рахманинов получает диплом по двум классам : фортепиано и композиции.

Творчество

Первое появление перед публикой случилось в 1892 году, великий композитор исполнил тогда, известнейшую свою Прелюдию до- диез минор. В 1897 году, премьера Первой симфонии провалилась. Данное обстоятельство сильно повлияло на музыканта, он уничтожил ноты, и запретил где-либо произведение исполнять.

После этой неудачи композитор не сочинял музыку долгих три года. И все же в 1900 году композитор вновь начинает писать, и выходит «Второй концерт». Далее пишутся и другие успешные сочинения.

Работая преподавателем теории музыки в женском училище, Рахманинов вдруг решает бросить работу и серьезно заняться творчеством.

Рахманинов обладал удивительной памятью, стоило один раз услышать произведение, он был способен его повторить от начала до конца без единой погрешности.

Среди известных ныне пианистов, только Рахманинов имел одну особенность : у него были самые длинные пальцы, которыми он мог охватить все 12 белых клавиш. Своей левой рукой он совершенно спокойно мог взять труднодоступный аккорд «до ми бемоль соль до соль» Ко всему прочему, его руки были необычайно прекрасны: ровные длинные пальцы без узлов и вздувшихся вен.

Великий музыкант не терпел, когда в зале, в момент его выступления, кто- либо начинал кашлять. Он, как только слышал покашливания из зала, сознательно не играл свои новые вариации, «Либо кашлять, либо играть».

Отец музыканта Василий Рахманинов, промотав в карточных играх приданое своей жены, оставил свою семью в бедности и сбежал из дому. Поддержку, тепло и домашний уют, молодой Сергей Васильевич обрел в доме своей тетки Варвары Сатиной. Семья его тетки, спасла Рахманинова от нищенской жизни.

Рахманинов творчество произведения

Двоюродная сестра Наталья, обожала Рахманинова, считая его богом отмеченным человеком, и терпела его шутливые насмешки : «Черная как галка, тощая как палка, мне тебя жалко, девка Наталка». Сергей Васильевич в свои 22 года, женится на Натальи. Она подарила ему двух дочерей : Ирину и Татьяну.

Сергей Васильевич был очень любящим и заботливым отцом.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) — выдающийся русский композитор, пианист и дирижер. В своей музыкальной деятельности творчески переработал принципы западноевропейской музыки, удачно сочетая традиции московской и петербургской композиторских школ.

Его сочинения отличаются глубокой эмоциональностью, необыкновенным лирическим ощущением жизни, патриотизмом и демократичностью. В своих произведениях композитор стремился передать все величие русского духа, используя язык народного распева и колокольного звона. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с самыми выдающимися исполнителями планеты.

Детство и юность

Сергей Рахманинов появился на свет 20 марта (1 апреля) 1873 года в родовом имении матери Онег, расположенном в Новгородской губернии. В этих местах прошло его раннее детство.

Красивая природа русского северо-запада навсегда запала в душу будущего композитора, и ее образы не раз будут встречаться в его произведениях.

Благодаря своей бабушке, вместе с которой юный Сергей посещал местные монастыри, он навсегда полюбил старинные русские обрядовые напевы и народные песни.

Любовь к музыке передалась композитору с кровью матери, ведь его старшие родственники имели к ней прямое отношение. Дед Рахманинова учился у Д. Фильда, а впоследствии стал пианистом, сочинял музыку и выступал с концертами в разных городах. Отец Василий Аркадьевич был от природы наделен музыкальной одаренностью, а мать Любовь Петровна с ранних лет учила играть сына на фортепиано.

Позднее его новым преподавателем стала А. Орнатская, поспособствовавшая устройству своего подопечного в Петербургскую консерваторию.

Однако учеба здесь явно не заладилась, и на семейном совете было решено отправить Сергея в Москву в частный пансион профессора местной консерватории Н. Зверева. Позднее его наставниками станут также А. Зилоти и С.

Танеев. В это время Сергей знакомится с П.Чайковским, предрекшим ему большое будущее.

В 1892 году Рахманинов заканчивает Московскую консерваторию как композитор и пианист, а уже на следующий год он получил золотую медаль за оперу «Алеко», которая была написана на либретто, предоставленное всем студентам, выпускавшимся по классу свободной композиции. Это произведение очень понравилось П.

Чайковскому, присутствовавшему на выпускном экзамене и поставившему Сергею пятерку с тремя плюсами. По его рекомендации оперу приняли к постановке в Императорском Большом театре. Она имела грандиозный успех у широкой публики.

Рахманинов творчество произведения

Критики отмечали необыкновенный драматизм произведения, его внутреннее богатство и выразительность мелодии.

Совет

Большая поддержка Чайковского, обладавшего высочайшим авторитетом в музыкальном мире, вдохновила Рахманинова на новые свершения.

В это время появляется симфония «Утес», цикл «Музыкальные моменты», а также ряд романсов, среди которых «В молчании ночи тайной» и «Весенние воды».

Смерть великого композитора так впечатлила Рахманинова, что он написал «Эллегическое трио», в котором гениально передал всю боль расставания со своим наставником.

Первые опусы композитора принесли ему широкую известность, но не прибавили богатства. Рахманинов вынужден был устроиться на работу в Мариинское женское училище. В 1897 году он один сезон отработал дирижером в частной русской опере С. Мамонтова и сумел поднять этот жанр на новую высоту.

Работы по музыкальной форме

опус заглавие приборостроение Дата завершения

оркестр

Скерцо ре минор оркестр 1887
Manfred 1891, потерявшиеся
Сюита ре минор 1891
Молодежный симфонический , незаконченный 1891
князь Ростислав 1891
7 Рок 1893
Два Дон Жуан Эпизоды 1894, потерянное
12 Caprice Bohémien 1894
13 Симфония № 1 1896
27 Симфония № 2 1908
29 Остров мертвых 1908
44 Симфония № 3 1936
45 Симфонические танцы 1940

камера

Романс ля минор скрипка и фортепиано 1880-е годы?
Рахманинов творчество произведения
Соната

(ор. 19).


Об этом звукеСлушайте, выдержка 

Струнный квартет № 1 две скрипки, альт и виолончель 1890?
Lied виолончель и фортепиано 1890
Mélodie на тему Рахманинова скрипка или виолончель и фортепиано 1890?
Трио élégiaque №- скрипка, виолончель, и фортепиано 1892
2 Две пьесы (Прелюдия, Danse Orientale ) виолончель и фортепиано 1892
6 Morceaux де салон (Romance, Danse Hongroise ) скрипка и фортепиано 1893
9 Трио élégiaque № 2 фортепиано, скрипка, виолончель и 1893, переработанное 1906 [Буси {amp}amp; Hawkes ред.], 1913 [современный русский ред.]
Струнный квартет № 2 две скрипки, альт, виолончель и 1896?
19 Соната виолончель и фортепиано 1901

Фортепиано и оркестра

Концерт до минор, проецируется фортепиано с оркестром 1889
Рахманинов творчество произведения

Концерт для фортепиано № 3

(ор. 30) отличается своей массивной

Ossia

.


Об этом звукеСлушайте, выдержка 

1 Концерт для фортепиано № 1 1891, переработанное 1917
18 Концерт для фортепиано № 2 1901
30 Концерт для фортепиано № 3 1909
40 Концерт для фортепиано № 4 1926, переработанное 1941
43 Рапсодия на тему Паганини 1934

Соло фортепиано

Этюд в F-диез мажор [ потерял ] 1886?
Ленто ре минор 1887?
Четыре пьесы 1887
1. Романтика / Andante , в F-диез минор
2. Прелюдия / Allegro , в Е-бемоль минор
3. Mélodie / Andante , в ми мажор
4. Гавот / Allegro , ре мажор
Три ноктюрна 1887/88
1. Andante певуче — Allegro Vivace , в фа-диез минор (1887)
2. Andante маэстозо — Allegro ассаи , фа мажор (1887)
3. Andante — Allegro модерато , до минор (1888)
Кусок (Canon) в Е-минор 1891
Прелюдия фа мажор 1891
3 Пьесы-фантазии для фортепиано 1892
Рахманинов творчество произведения
№ 1, Элегия в Е-бемоль минор
№ 2, Прелюдия C-диез минор
№ 3, Mélodie ми мажор (пересмотренная в 1940 году)
№ 4, Полишинель
№ 5, Серенада (пересмотренный в 1940 году)
10 Morceaux-де-салон 1894
No. 1, Ноктюрн ля минор
№ 2, Valse мажор
№ 3, Баркарола соль минор
№ 4, Mélodie ми минор
№ 5, Humoresque соль мажор (пересмотренный в 1940 году)
№ 6, Романс фа минор
№ 7, Мазурка D-бемоль мажор
Четыре ИмпровизацииАренского , Глазунова , Танеева ) 1896
16 Шесть моментов Musicaux 1896
Рахманинов творчество произведения

Шесть моментов Musicaux

(Op. 16), диапазон в стиле от медленного

Андантино

(фото) на проливной

Presto

.


Об этом звукеСлушайте, выдержка 

№ 1 Андантино си-бемоль минор
№ 2 Аллегретто в Е-бемоль минор
№ 3 Анданте Кантабиле си минор
No. 4 Presto ми минор
№ 5 адажио состенуто в D-бемоль мажор
№ 6 Maestoso мажор
Morceau де Fantaisie соль минор 1899
Фугетта фа мажор 1899
22 Вариации на тему Шопена 1903
23 Десять прелюдий 1903
Рахманинов творчество произведения
28 Соната для фортепиано № 1 1908
32 Тринадцать прелюдий 1910 Об этом звуке№ 8 Незначительная № 9 Основная
Об этом звуке 
33 Études-Tableaux 1911
36 Соната для фортепиано № 2 1913, переработанное 1931
39 Études-Tableaux 1916
Три пьесы (Прелюдия ре минор, Восточный эскиз , фрагменты ) 1917
42 Вариации на тему Корелли 1931

Другое фортепиано

Две пьесы (Вальс, Романтика) фортепиано в шесть рук 1891
Рахманинов творчество произведения

Первое движение

Люкс № 2

(Op. 17) полна идиосинкразически больших и толстых аккордов.

России Rhapsody два фортепиано 1891
5 Люкс № 1 (или Fantaisie-Tableaux для двух фортепиано) два фортепиано 1893
Романс соль мажор фортепианный дуэт 1894?
11 Шесть Morceaux фортепианный дуэт 1894
№ 1, Баркаролла
№ 2, Скерцо
№ 3, THEME рюс
№ 4, Valse
№ 5, Romance
№ 6, Слава
17 Сюита № 2 два фортепиано 1901
Полька Italienne фортепианный дуэт 1906?

транскрипций

Транскрипция Чайковский : Манфред симфония фортепианный дуэт 1886, потерявшиеся
Транскрипция Чайковский: Спящая красавица фортепианный дуэт 1891
Транскрипция Глазунов : Симфония № 6 фортепианный дуэт 1896
Парафраз Бизе : Менуэт из Арлезианка пианино 1900, переработанное 1922
Транскрипция Франца Behr : Lachtäubchen , Op. 303 (опубликовано в Полька де WR ) пианино 1911
Транскрипция Джон Стаффорд Смит : The Star-Spangled Banner пианино 1918
Каденция для Листа : Венгерская рапсодия № 2 пианино 1919
Парафраз Крейслера : Liebesleid пианино 1921
Парафраз Мусоргского : Гопак из Сорочинской ярмарки пианино 1923
Парафраз из Шуберта : Wohin? (D795 / 2) пианино 1925
Парафраз Крейслера: Liebesfreud пианино 1925
Парафраз Мусоргского : Гопак из Сорочинской ярмарки фортепиано и скрипки 1926
Парафраз Римского-Корсакова : Полет шмеля пианино 1929
Парафраз Мендельсона : Скерцо из музыки побочной до Шекспира «S Сон в летнюю ночь пианино 1933
Перефразировка Баха : движения от Партиты № 3 ми мажор для скрипки несопровождаемого (BWV 1006) пианино 1933 или 1934
Парафраз Чайковского: Lullaby (Колыбельная Op.16, No.1) пианино 1941

опер

Эсмеральда , проецируется 1888
Алеко ( русский : Алеко ) 1892
24 Скупой рыцарь ( русский : Скупой рыцарь ) 1904
25 Франческа да Римини ( русский : Франческа да Римини ) 1905
Саламбо , проецируется 1906
Monna Vanna , незаконченный 1908

Хоровые произведения

Deus Meus шесть частей смешанного хора 1890?
О Богородица бессрочно Молиться : а Хоровая Концерт соль минор смешанный хор 1893
Хор духов смешанный хор 1894?
Песня соловья четырех частей смешанного хора и фортепиано 1894?
15 Шесть хоров для женских или детских голосов Женские или детский хор 1895
Хвала , ночь , The Pine , The Waves задремали , Рабство , The Angel
Пантелей Целитель смешанный хор 1899
20 Весна , кантата баритона соло, хора и оркестра 1902
31 Литургия святителя Иоанна Златоуста хор 1910
35 Колокола голоса солистов, хора и оркестра 1913
37 Всенощное бдение хор 1915
41 Три русские песни хор и оркестр 1927

Solo голоса и фортепиано

«Опять вы Bestirred, мое сердце» 1890 или 1893
«У врат святой обители» 1890
Два Борис монологи 1891?
«C’était ан Аврил» 1891
«Сумерки» 1891
4 Шесть песен 1890-1893
Рахманинов творчество произведения

Тексты «Жатва скорби» (цит. 4, 5) No. основаны на тексте

Алексея Толстого

, что сетует отказавшего урожай.


Об этом звукеСлушайте, выдержка 

«О нет, я умоляю тебя, не уходи!», «Утро», «В тишине ночи тайной», «Пой нет, O Прекрасный One», «Жатва скорби», «Это не было давно , Мой друг»
«Песня разочарованного» 1893?
«Вы помните вечер?» 1893?
«Цветок Умер» 1893
8 Шесть песен 1893
«Водяная лилия», «Мой ребенок, Ваша красота является то, что ландыш», «Мысль, размышление», «Я полюбила, To My Sorrow», «Сон», «Молитва»
14 Двенадцать песен 1896
«Я жду тебя», «Маленький остров», «Как мимолетное это Delight в любви», «Я был с ней», «Летние ночи», «Ты так полюбившийся Все», «Не верьте мне, Друг», «О, не горюй», «Она прекрасна, как Полдень», «В моей душе», «Весна Torrents», «пора!»
«Были ли вы икать?» 1899
«Ночь» 1900
21 Двенадцать песен 1902
«Судьба», «свежая Grave», «Сумерки», «Они Ответили», «Сирень», «Фрагмент из» де Мюсса»,«Как Мирный»,«О Смерти Коноплянки»,«Мелодия» «Перед иконой», «Я не пророк», «Как страдальческим я»
26 Пятнадцать песен 1906
«Есть много звуков», «Все отнял у меня», «Мы отдохнем», «Два Прощание», «Оставит, мои милый», «Христос Воскресе», «Для детей», «Бег для Милосердие «„Я снова Alone“,„У моего окна“,„Фонтан“, Ночь печальна», „Вчера мы Met“, „Кольцо“, „Все Пропуска“
«Письмо к Станиславскому» 1908
34 Четырнадцать песен 1912
Рахманинов творчество произведения

Вокализ

(ор. 34, № 14) исполняется без слови был устроен для многих различных комбинаций приборов.

«Муза», «В душе каждого из нас», «Буря», «мигранты Ветров», «Арион», «Воскрешение Лазаря», «Это не может быть», «Музыка», «Вы Знали Его»,„Я помню тот день“,„Вестник“,„Какое счастье“,„диссонанс“,„Вокализ“(перечислены ниже раздельно)
«Вокализ» 1915
«Из Евангелия от Иоанна» 1915
«Молитва» 1916
«Все Вещи Желают Sing» 1916
38 Шесть песен 1916
«В ночное время в моем саду», «ее», «Ромашки», «Крысолов», «Сон», «А-оо!»

Рекомендации

  • Bertensson Сергей; Джей Лейда (2001). Сергей Рахманинов: Целая жизнь в музыке . Блумингтон , Индиана : Университет штата Индиана . ISBN  0-253-21421-1 .
  • Харрисон, Макс (2006). Рахманинов: Жизнь, Работа, Recordings . Лондон : Continuum . ISBN  0-8264-9312-2 .
  • Норрис, Джеффри (1993). Мастера Музыканты: Рахманинов . Нью — Йорк : Schirmer Книги . ISBN  0-02-870685-4 .
  • Randel, Дон М. (1999). Harvard Краткий словарь музыки и музыкантов . Кембридж , Массачусетс : Harvard University Press (Belknap). ISBN  0-674-00978-9 .
  • Seroff, Виктор Ильич (1950). Рахманинов . Нью — Йорк , Нью — Йорк : Simon {amp}amp; Schuster .
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезный инфопортал